Межбюджетные отношения. Статья Андрея Исаева
На прошлой неделе в Государственной Думе состоялся очень важный и своевременный разговор между депутатами и представителями правительства о бюджетном взаимодействии федерального центра, регионов и органов местного самоуправления.
Конечно же, главной темой нашего обсуждения стали долги субъектов Федерации. Многие регионы оказались неспособны, исходя из собственных доходов, обеспечить исполнение публичных обязательств государства в полном объеме. На это были разные причины. Подчас принимались решения о передаче обязательств на региональный уровень без достаточного расчета налогооблагаемой базы. Зачастую мешала нерасторопность чиновников в центре и на местах. В результате для исполнения публичных обязательств и для реализации инфраструктурных проектов, важных для развития регионов, многие субъекты Федерации влезли в долги. Сегодня в целом по России их задолженность составляет 2 трлн 200 млрд рублей. Она превышает треть собственных доходов регионов. Но треть – это средняя температура по больнице. На самом деле цифры выглядят еще более удручающими, если посмотреть на отдельные субъекты Федерации. 50 регионов имеют долги, превышающие 50% их собственных доходов, у 8 субъектов Федерации задолженность оказалась больше 100% их доходов.
Недавно Президент РФ Владимир Путин принял чрезвычайно важное решение о реструктуризации долга регионов перед федеральным бюджетом, составляющего почти половину названной суммы. Данное решение требует от субъектов Федерации введения режима жесткой экономии, контроля за каждой используемой копейкой. Помимо этого, они должны подписаться под правилом о том, что задолженность региона никогда не превысит треть его собственных доходов. Это решение позволит в самые ближайшие годы высвободить 428 миллиардов рублей, которые смогут пойти на строительство школ, больниц, детских садов, на реализацию инфраструктурных проектов. И мы ждем активного включения всех субъектов Федерации в эту программу.
Не менее серьезной проблемой являются коммерческие долги регионов, оформленные либо в виде прямых займов в банках, либо в виде векселей и облигаций. Сегодня до 13% средств региональных бюджетов уходит на обслуживание таких займов, то есть на выплату банкам процентов. Об этом мы тоже говорили с представителями правительства и сошлись во мнении, что в самые кратчайшие сроки нужно разработать программу по реструктуризации коммерческих долгов.
Кроме того, сейчас особенно актуальны такие проблемы, как несбалансированность региональных бюджетов и недостаток дотаций со стороны федерального центра. Например, для обеспечения полноценного повышения оплаты труда работникам бюджетной сферы в соответствии с указом президента большинству регионов требуется выделение дополнительных средств из федерального бюджета. В 2017 году субъекты Федерации получили дотации на частичную компенсацию расходов, возникающих в связи с повышением зарплат, в объеме около 39,5 млрд рублей. Хотя потребность в таких дотациях была намного выше – 91,7 млрд рублей. В проекте бюджета на 2018 год объем дотаций увеличен примерно в два раза и составляет порядка 80 млрд рублей. Но этого все равно вряд ли будет достаточно. Для того чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мы договорились с представителями правительства провести серьезную кропотливую работу в рамках Трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений. От тех решений, которые будут приняты, зависит неукоснительное исполнение майских указов президента, доступность и качество социальных услуг, уверенность граждан в завтрашнем дне.