Американские фантазии

27 Марта 2014
Американские фантазии

Майкл Макфол опубликовал в «Нью-Йорк таймс» программную статью, в которой по итогам украинского кризиса провозглашает окончание эры перезагрузки

Майкл Макфол опубликовал в «Нью-Йорк таймс» программную статью, в которой по итогам украинского кризиса провозглашает окончание эры перезагрузки и необходимость США вернуться к холодной войне с Россией, к ее политической изоляции и прямой поддержке российской оппозиции.

Макфол не только в недавнем прошлом посол США в России, но и близкий советник президента США Обамы, поэтому с большой вероятностью в статье выражена позиция американского президента.

«ХОЛОДНЫЙ ВЫБОР»

Удивительно, но в этой программе Обамы видна явная ностальгия по временам холодной войны, надежда повторить еще раз американский триумф победы. Макфол прямо говорит, что новая Россия слабее СССР и поэтому вторую холодную войну будет выиграть легче. Ту войну, которая может начаться в результате действий Вашингтона на Украине, когда он организовал грубый государственный переворот и привел к власти ультрарадикалов, включая неонацистов.

Только это другая холодная война, в которой Вашингтону уже не выиграть, потому что это не борьба двух империй с претензией каждой на мировое господство, а борьба одной империи, США, за сохранение однополярного мира. Это борьба не с Россией, а со всем миром, который не хочет сохранения господства США, потому что пользы от него больше никакой, а ущерб все больше по мере роста иррациональности внешней политики США. Чтобы сохранить дисциплину в разваливающемся лагере, США и провозглашают второе издание холодной войны.

В той войне была геополитика, но была и идеология, борьба между миром демократии и коммунистическим миром, поэтому сторонники политической свободы часто поддерживали США, мирились с их гегемонией. В новой холодной войне осталась только геополитика. Сейчас и в Вашингтоне, и в Москве правят миллиарды, и они ведут жесткую борьбу не за свободу или социальную справедливость, а за рынки сбыта. Более того, США в их практической политике все больше отказываются от тех принципов, которые и позволили им прошлую войну во многом выиграть.

США раньше апеллировали к праву, что выглядело выигрышно на фоне попрания права коммунистами. Но сейчас США - лидер не в защите права, а в его игнорировании, что и было жестко продемонстрировано в Ираке, Ливии, на Украине.

Чтобы оправдать новую холодную войну, Макфол придумывает какую-то новую «идеологию путинизма» и отмечает, что у нее сторонников значительно меньше, чем в первую холодную войну было у коммунизма. 

ИДЕОЛОГИЯ ПРАВА

Здесь поддержу Макфола, у такой идеологии нет сторонников, но потому, что такой новой идеологии не существует. А вот та система ценностей, которую предлагает Путин, пользуется огромной поддержкой в мире, но не потому, что она нова, а потому, что она старая и традиционная. Путин предлагает, чтобы международные законы уважались, нельзя выходить за пределы права, это опасно и дестабилизирует ситуацию, нельзя свергать правительства в чужих странах по первой прихоти. Нельзя сразу бомбить, чуть что. Эти простые предложения Путина по защите права пользуются поддержкой, а идеи и практика Вашингтона по «цветным» революциям, попирающие такое право, пугают всех. 

Давно сказано, что право - это защита слабых от сильных с помощью каких-то правил. Поэтому, а не из-за лучшего юридического образования более слабые страны мира уповают на право, а сильный Вашингтон, упивающийся своей мощью, пытается это право игнорировать. Россия, которой Вашингтон объявил новую холодную войну, выиграет не потому, что она сильнее США, а потому, что она выступает представителем большинства слабых стран перед ликом всемогущего Вашингтона. Россия не претендует на мировую гегемонию в отличие от времен коммунизма, поэтому слабые страны не боятся России, а США на такую гегемонию претендуют, поэтому США выступают не против России, а против всего мира.

Путин также предлагает уважать суверенитет, что, естественно, вызывает поддержку большинства стран. А политика США по уменьшению суверенитета стран в свою пользу и связанных с ними транснациональных корпораций вызывает озабоченность всех стран. Все понимают, что если Вашингтон сможет выиграть холодную войну против России, то это приведет и к уменьшению их собственного суверенитета, что заставляет поддерживать Россию и симпатизировать Путину в борьбе не только за суверенитет России, но и за сам принцип суверенитета в мире. В статье Макфол не скрывает, что цель новой холодной войны с Россией - это свержение ее президента, отстаивающего независимость страны.

ИЛЛЮЗИЯ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ

Вашингтон на глазах у всего мира сверг законного, демократически избранного, не старающегося использовать силу против военизированных демонстрантов президента Украины, чья вина была только в том, что он не подписал кабальный договор. Сверг руками ультрарадикалов и предателей - олигархов. Неужели Обама думает, что это вдохновляет другие правительства? Он думает, что все радуются той свободе, которая наступила на улицах Киева? Но в мире видят не свободу на Украине, а хаос. И боятся, что Вашингтону понравится применять такие методы решения проблем и в их странах. Да, из страха перед таким государственным переворотом, организованным Вашингтоном, многие правительства будут поддерживать публично действия Вашингтона, но непублично - защищаться от него.

Сейчас США несут странам уже не больше свободы, как это было во время первой холодной войны, а больше хаоса. Вот список стран, где США победили последние 15 лет: Ирак, Афганистан, Грузия, Украина, Ливия, Египет. Там стало больше свободы и демократии? Нет, там стало больше хаоса, миллионы бегут из этих стран. Поэтому, а не из-за деятельности российских СМИ в мире растет антиамериканизм даже в странах - союзниках США. Большинство стран пытается как-то уменьшить ущерб от иррациональной политики США, ищущих и даже придумывающих себе врагов, чтобы оправдать очередную военную авантюру. 

У Путина при этом нет никакого фундаментального антиамериканизма, ведь предложения Путина к Бушу не начинать войну в Ираке не были против США, они были в интересах США. Буш не послушал Путина, начал иракскую авантюру, нанес тем самым ущерб США и ушел, проклинаемый народом США. Путин всегда протягивал Вашингтону руку, но Вашингтон в ответ требовал поцеловать свою.

Позволю себе исторический экскурс. США попали в ту же ловушку, что и Афины в V веке до н. э. Тогда тоже было две войны. Сначала Афины возглавили войну объединенных греческих полисов против Персидской империи и были признанным лидером борьбы за свободу Греции. Помните - Фермопилы, Марафон, Саламин. А после победы Афины не стали распускать свой союз, а придумали новую войну со Спартой и стали уже силой загонять все полисы в новый Афинский союз. Полисы уже не хотели подчиняться, потому что не видели от Спарты такой угрозы, как от Персии, и саботировали новую войну. В результате Афины потерпели поражение. Первая война рассматривалась полисами как нужная им, а вторая - как личная война Афин. Так же и две холодные войны с Россией. Прошлая, идеологическая, была поддержана многими странами, поэтому США выиграли ее, новая, геополитическая, рассматривается странами как прихоть Вашингтона и будет саботироваться даже его союзниками.

МИРОВОЙ «ДЕМОКРАТИЗАТОР»

В мире уже давно существует молчаливый антиамериканский заговор, в котором участвуют даже союзники США. Они не решаются прямо выступить против США, но все радуются, когда у США проблемы, потому что США начинают прислушиваться к союзникам, только когда у них проблемы. А США в величии проводят эгоистическую, авантюрную и временами иррациональную политику. Макфол признает, что уважение к США в мире упало, но не хочет признаться, что оно упало как раз из-за того, что вашингтонские фантазеры объявляют войны разным странам по своей сиюминутной прихоти, базируясь на смеси эмоций и своих эгоистических интересов. Сейчас вот Вашингтон решил начать вторую холодную войну с Россией, но это не вдохновляет большинство стран мира, а пугает их.

Они не видят угрозы из России, потому что все исходят из своих интересов и примеривают на себя все события. Коммунистической России боялись многие страны, потому что у всех есть проблемы с социальной справедливостью и была угроза прихода к власти коммунистов при поддержке Москвы. Тем более что Москва не скрывала своих планов на мировую революцию. Поэтому многие правительства видели в США союзника в борьбе с исходящей лично им угрозой. Теперь экспансия исходит не из Москвы, а из Вашингтона и от радикального исламизма, между прочим. Их и боятся.

Большинство стран мира не в восторге от присоединения Крыма к России, потому что почти у всех есть свои потенциально сепаратистские регионы. Но мало у кого есть русскоязычные, кого местные правительства подавляют. Поэтому присоединение Крыма мировое общественное мнение готово признать как особый случай, учитывая традиционные связи Крыма с Россией и хаос на Украине, и забыть о нем, как забыли о Косово. Объявление новой холодной войны России пугает их намного больше, чем воссоединение Крыма с Россией.

Так что новая холодная война - это не борьба двух империй, а борьба одной, уже уходящей, но не желающей уходить, отчаянно цепляющейся за свое могущество империи против всего мира, а особенно против тех, кто сопротивляется. Именно с большинством стран мира, не желающих быть заложниками вооруженных фантазий американских сенаторов и президентов, и обречен вести борьбу Вашингтон, а не с Россией. Это противостояние Вашингтон и проиграет. Новую геополитическую войну Вашингтон объявляет России, но вести он ее будет со всем миром.

Партийные проекты