Романов намерен выступить с инициативой об ужесточении регулирования деятельности онлайн сервисов заказа такси
Депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по контролю и Регламенту Михаил Романов намерен выступить с законодательной инициативой о введении ответственности не только водителей, но и агрегаторов сервисов заказа такси.
Соответствующее решение было принято парламентарием по итогам прокурорской проверки в ответ на его запрос о водителе машины «Яндекс.Такси», который 16 июня заснул за рулем и сбил в центре столицы восьмерых пешеходов. В своем письме Романову исполняющий обязанности прокурора Москвы Олег Манаков сообщает, что по результатам проверки в деятельности таксопарка ООО «Чекпойнт», на машине которого водитель, гражданин Киргизии Анарбек Уулу Чынгыз совершил наезд на пешеходов, выявлены многочисленные нарушения. Так, таксопарком не исполнялись обязанности по обеспечению технического обслуживания и ремонта машин, контролю за их техническим состоянием перед выходом на линию, обеспечению прохождения водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра. Парк заключил договор с ООО «Диамед» для проведения обязательных ежедневных медицинских предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей и технического контроля транспортных средств, который фактически не проводился.
Также проверка выявила, что ООО «Чекпойнт» через посредника – ООО «Трансавто» – пользовалось услугами сервиса «Яндекс.Такси» с целью получения заказов на свои услуги. В ходе проверки ООО «Яндекс.Такси» в одностороннем порядке расторгло договорные отношения с ООО «Трансавто».
«В российском праве в принципе нет понятия «агрегатор», в пользовательских соглашениях крупнейших компаний оно также не содержится. Авария в Москве – пример того, насколько длинной может быть цепочка «онлайн сервис – водитель». Я убежден, что именно предлагающий клиентам машины агрегатор должен нести ответственность за состояние как доступных через их сервисы автомобилей, так и водителей», – считает депутат.
Он отметил, что «Яндекс.Такси» после этого ДТП предложили коллегам – представителям других сервисов – делиться информацией о том, сколько конкретный водитель провел времени за рулем по их приложениям и, суммируя эти данные, определять физическое состояние таксистов. Также мэр Москвы Сергей Собянин предложил выдавать разрешение на работу таксистами в России только водителям с российскими правами, а до тех пор, пока законом это не предусмотрено, агрегаторы могли бы указывать в мобильном приложении, где получал права водитель, который берет заказ.
«Сами пассажиры смогут выбирать таксистов по принципу принадлежности водительских прав. К этому можно было бы добавить и оперативную информацию об общем количестве часов, проведенных водителем за рулем. Кроме того, необходимы и другие меры, накладывающие на агрегатора ответственность за состояние автомобилей и водителей. В ближайшее время мы проведем в Государственной Думе консультации по внесению необходимых корректировок в действующее законодательство», – заключил депутат.
Отметим, водителю предъявлены обвинения в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, он взят под стражу. В отношении ООО «Диамед» прокуратура Москвы обратилась к областным коллегам с письмом о необходимости проведения проверки правомерности деятельности этой организации. Директору ООО «Чекпойнт» вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования в отношении ООО «Яндекс.Такси» прокуратура Москвы не нашла.