Интервью газете «Комсомольская правда»

19 Ноября 2013
Интервью газете «Комсомольская правда»

СЕРГЕЙ СОБЯНИН: «СЕГОДНЯ СТРОИМ ДОРОГИ ВДВОЕ БЫСТРЕЕ И НА МИЛЛИАРДЫ ДЕШЕВЛЕ»«Комсомольская правда»: Сергей Семёнович, мы приготовили, как всегда, кучу вопросов на злобу дня. А есть ли что-то для Вас важное, о чём журналисты никогда не спрашивают? И никогда не пишут? И Вы про себя пеняете: «Почему они об этом не скажут? Вот сегодня важно про это сказать...» С.Собянин: Журналисты, как правило, спрашивают о том, что больше всего волнует горожан.

«Комсомольская правда»: Всё-таки угадываем?

С.Собянин: Конечно. Другой вопрос, что за рамками публикаций или телесюжетов, как правило, остается наша «кухня». Мы видим готовый объект, мэр пришёл, ленточку разрезал, ручкой помахал. Кажется, так просто... Вряд ли массовый читатель и зритель представляет, сколько рутинной работы, совещаний, переговоров, сколько людей задействовано в реализации крупного проекта. Десятки тысяч — без всякого преувеличения. Поэтому мы и строим сейчас за два года то, что раньше строили за пять. И всё равно слышим: давайте построим за год, давайте за неделю, и вообще, сделайте так, чтобы сразу всё было красиво и чисто, сверкало и ехало. Но так в жизни не бывает.

Есть и куда более серьёзные вопросы, которые не сильно интересуют прессу, — внутренняя организация городского хозяйства. Порой они сложнее любых строек. С другой стороны, какая разница вашему читателю, что происходит, например, в городском здравоохранении, какие реформы идут. Ему важно получить качественную медицинскую помощь. Поэтому я прекрасно понимаю журналистов, которые задают вопросы от имени своей аудитории.

О ЛАНДШАФТНОМ ПАРКЕ В ЗАРЯДЬЕ

«Комсомольская правда»: Тогда мы начнём с последнего события, вызвавшего большой общественный резонанс, — победил некий проект переустройства Зарядья. Прямо у древних стен Кремля появятся кусочек степи, фрагмент болота, опушка леса. У нас в редакции, честно говоря, это вызвало некоторую оторопь. А то ли выбрали, что хотели? По этому поводу уже ёрничают все, кому ни лень.

С.Собянин: На самом деле в победившем проекте нет ничего неожиданного. В конкурсе был заложен именно такой тренд: представить всё разнообразие ландшафтов России — от севера до юга. Конечно, в стилизованном виде. На болотцах, не пугайтесь, комаров и лягушек не будет.

«Комсомольская правда»: Но утки чтобы плавали.

С.Собянин: Да. На самом деле это очень симпатичный проект. У нас ведь большинство парков стандартны — есть дорожка, есть справа и слева от неё газон да иногда ещё крохотное озерцо. В Зарядье же мы хотим органично вписать в ландшафт тропинки, чтобы гулять можно было по всей территории парка. Туда ведь будут приходить каждый день от десяти до 100 тысяч посетителей — в зависимости от времени года.

А по поводу ёрничания... Когда мы первый раз объявили конкурс на лучшую концепцию парка, нам прислали около 150 вариантов. Мы их начали публично обсуждать. В результате ни об одном из проектов никто слова хорошего не сказал, все переругались.

«Комсомольская правда»: Это по-нашему.

С.Собянин: Ну да. Поэтому мы и объявили конкурс среди лучших мировых профессиональных команд. Победила та, что в своё время создала ряд первоклассных мировых парков. Надеюсь, её обязательно пополнят российские специалисты, чтобы иностранцам легче было адаптироваться к нашим условиям.

«Комсомольская правда»: И когда можно будет погулять по тропинкам?

С.Собянин: Я думаю, потребуется два-три года минимум. Строительство должно быть аккуратным, неспешным, потому что это действительно уникальный проект. Ведь он предусматривает и возможность интеграции парка с Москвой-рекой и Москворецкой набережной, а также с Замоскворечьем через Большой Москворецкий мост; его предполагается сделать большей частью пешеходным. Как и улицу Варварку, которую планируется соединить опять же пешеходной поперечной улицей с Никольской. Ну, а Никольская, как известно, связывает Лубянку и Красную площадь... Таким образом, центр города превращается в культурное пешеходное пространство. Уверен, понравится и москвичам, и гостям столицы.

О ПРОБКАХ И ПАРКОВКАХ

«Комсомольская правда»: У москвичей первая мысль: а ведь вокруг всего этого великолепия сразу возникнет грандиозная автомобильная пробка.

С.Собянин: Всё наоборот! Вы же видели, что происходило совсем недавно с Большой Дмитровкой — всесезонная пробка. А потом мы уменьшили количество полос вдвое, упорядочили стоянку машин. И что? На улице теперь нормальное движение. Посмотрите на Пятницкую, которую мы будем реконструировать в следующем году. Глухая пробка, совершенно неорганизованная парковка: машины стоят в два-три ряда, просто перекрывая улицу. Так вот, там будет та же история, что и на Большой Дмитровке: упорядочим движение и парковки, расширим пространство для пешеходов. И там тоже забудем, уверяю вас, про сегодняшний транспортный коллапс. И на подъездах к парку «Зарядье» его не будет.

«Комсомольская правда»: Один из нас живёт на Алтуфьевском шоссе и на собственном водительском опыте убедился, насколько эффективным может быть сужение проезжей части. Сделали узенькие, как в Европе, полосы, и случилось чудо — Алтуфьевское поехало. А почему бы по всей Москве так не поступить?

С.Собянин: К сожалению, не везде это получается. При сужении полос ГИБДД предъявляет свои требования: сразу надо сокращать и дозволенную скорость движения.

«Комсомольская правда»: Мы готовы ехать медленнее. Лишь бы ехать!

С.Собянин: Не всё так просто. При сужении полос значительно увеличивается аварийность. И здесь, конечно, главное слово за Государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Она с неохотой идёт на такого рода эксперименты, но в будущем на Щёлковском шоссе мы, наверное, повторим опыт Алтуфьевского. И раз уж мы заговорили о ГИБДД, хочу обратить внимание на важный момент: введение системы видеофиксации нарушений на дорогах развязало инспекторам руки для действительно важной работы — организации движения, проверки машин во время рейдов, поиска преступников и угнанных автомобилей. У меня есть статистика: за 10 месяцев впервые за последние годы наметился явный тренд снижения дорожно-транспортных происшествий. На трассах, где установлены камеры, количество тяжёлых ДТП снизилось до 40 процентов!

«Комсомольская правда»: На днях «Комсомолка» вышла с обложкой «Садовое кольцо тоже припарковалось». До Нового года сеть платных парковок опояшет уже весь центр города. Власти дают понять, что обратной дороги нет. А что, в центр действительно стало заезжать меньше машин?

С.Собянин: Да, конечно. И машин внутри Бульварного кольца стало меньше, и скорость движения увеличилась. Это следствие и того, что часть людей просто пересели на такси или общественный транспорт. Поэтому мы приняли решение расширить платную зону до Садового кольца.

«Комсомольская правда»: Тогда вопрос на засыпку: а Вы вообще можете представить, что в Москве вдруг исчезают пробки?

С.Собянин: Да, вполне. Мы это видим каждое лето и после Нового года. Во время новогодних каникул пробки исчезают, потом снова появляются.

«Комсомольская правда»: Добавим ещё воскресенья...

С.Собянин: Конечно, нам надо прийти к тому, чтобы летний режим загрузки дорог сохранялся круглый год. Для этого требуется, с одной стороны, развитие общественного транспорта, с другой — упорядочение парковочного пространства, с третьей — развитие улично-дорожной сети. По всем этим направлениям мы сейчас полным ходом движемся. И я надеюсь, что постепенно ситуация на дорогах будет улучшаться. Уже приводил пример Бульварного кольца. Сейчас, после введения платной парковки в пределах Садового, будет уменьшен трафик в центре. Это даст эффект по всему городу. Плюс перевод грузовиков на ночное время — а ведь их несколько десятков тысяч.

Да, это административные меры. Но одновременно мы даем людям возможность комфортно ездить на общественном транспорте: метро, железная дорога, автобусы и троллейбусы, такси.

О ТАКСИСТАХ И «БОМБИЛАХ»

«Комсомольская правда»: Раз уж упомянули такси... Все-таки удалось справиться с «бомбилами»?

С.Собянин: Никто не верил, что нам удастся их переломить... Ещё два года назад легальные такси составляли микроскопическую долю рынка, их было чуть более 8 тысяч. Почувствуйте разницу: сегодня официально зарегистрировано уже 35 тысяч таксомоторов. Их владельцы оплатили патент, они зарегистрированы по месту жительства, машины включены в электронную базу данных. Для легализации такси созданы все условия: упрощённый порядок регистрации, система парковки на железнодорожных вокзалах. Мы специально внесли изменения в постановление Правительства по дорожным знакам, сделали специальный дорожный знак для такси: чтобы только такси могли парковаться в том или ином месте. Сейчас создаём специализированные таксопарковки. А с 1 сентября все вновь регистрируемые такси должны быть только желтого цвета — чтобы никто не спутал их с «бомбилами».

«Комсомольская правда»: А таксистов-нелегалов сколько сегодня в городе?

С.Собянин: Вполне возможно, что около 20 тысяч. Но они уже не доминируют.

«Комсомольская правда»: Зато появилась другая проблема: очень высокие цены за поездку на небольшое расстояние. До 400 рублей! Проще дать частнику «соточку».

С.Собянин: Мы не регулируем тариф, поэтому таксисты могут какую угодно плату брать. Рынок очень раздроблен, тысячи владельцев такси и десятки предприятий-конкурентов. Но я соглашусь с вами: плата за короткие поездки очень высока. Так сложился рынок, из-за этого доля таких поездок у нас чрезвычайно мала — в отличие от мегаполисов на Западе. В дальнейшем мы, возможно, введём жёстко установленные максимальные тарифы на такси. Но это будет сделано только после того, как сформируется зрелый рынок.

О ВЕЛОСИПЕДАЦИИ СТОЛИЦЫ

«Комсомольская правда»: В этом сезоне Москву очень активно пересаживали с четырёхколесных на двухколёсные средства передвижения. Можно итоги подводить — сегодня утром снежок пошёл, пора переходить на коньки...

С.Собянин: Кстати, напомните вашим читателям, что по всему городу уже открылся сезон катков. В прошлом году мы запустили около 130 площадок с искусственным охлаждением льда, можно не ждать настоящих холодов. Но я отвлекся...

На мой взгляд, велосипедные дорожки, как и пешеходные улицы, меняют не столько дорожную ситуацию, сколько менталитет горожан. Ещё два года назад на наших улицах безраздельно правил автомобилист: куда хотел, ехал; где хотел, ставил машину. А сегодня появилась значительная общность людей, которым нравится по улицам гулять и ездить на велосипеде. В головах москвичей водители уже не являются монополистами на наше жизненное пространство. Меня, поверьте, очень часто на встречах спрашивают: когда появится ещё одна пешеходная улица, где будут построены новые велодорожки.

А что касается итогов велосезона... Эксперимент удался. Мы создали целую сеть парковок для велосипедов, ей воспользовались десятки тысяч горожан.

Многие опасались вандализма, но москвичи показали себя бережливыми пользователями. Количество поломанных велосипедов у нас, не поверите, гораздо меньше, чем в Вене и Париже. В следующем году мы увеличим количество прокатных велосипедов впятеро. Ведём переговоры с бизнесом, ведь этот проект не столько бюджетный, сколько спонсорский. Построено около 100 км велосипедных дорожек — это неплохо для начала, но резервы здесь неисчерпаемые.

О ЦЕНЕ КИЛОМЕТРА ДОРОГИ

«Комсомольская правда»: Один из нас каждое утро пробивается на работу по запруженной Дмитровке. И, увы, не на велосипеде. В этом году обещали закончить реконструкцию трассы, но что-то не похоже...

С.Собянин: Нет, такого никогда не было, чтобы мы обещали Дмитровку в этом году закончить. Мы вводим её отдельными блоками, все наши стройки по Дмитровке, я думаю, будут закончены в следующем году. Может, уже в первом полугодии, может, чуть раньше. Но я хочу заметить на вашу реплику: мы не увеличиваем сроки строительства дорожных объектов, а, наоборот, радикально сокращаем. Недавно я принимал эстакаду на Профсоюзной улице, пересечение с улицей Генерала Тюленева. Мы сделали её за пять месяцев! Крупные дорожные объекты теперь строим в течение 18 месяцев, в то время как по ПОСам (проектам организации строительства) они должны строиться три, четыре, пять лет. Если бы мы соблюдали прежние сроки на той же Дмитровке, то стройка продолжалась бы вдвое дольше. То же могу сказать о Можайском шоссе. Таких темпов дорожного строительства за всю историю нашего города не было, это я вам точно говорю.

«Комсомольская правда»: При Вашем предшественнике была обнародована стоимость строительства одного километра МКАД. Умопомрачительная! Нигде в Европе и близко ничего нет... Сейчас эти цены снизились?

С.Собянин: Да, мы сразу снизили стоимость проектов где-то на 20 процентов, включая даже те, что были в стадии реализации. Постоянно пересматриваем проекты, которые кажутся слишком дорогими, либо отказываемся от них. Средняя стоимость реконструкции крупной московской магистрали сегодня составляет от 8 до 15 млрд рублей. Для сравнения, строительство Четвёртого транспортного кольца обошлось бы, я думаю, миллиардов в 500. Да и сколько бы оно велось не очень понятно. А мы сейчас строим быстро, экономя к тому же серьёзные деньги — и во время проектирования, и во время экспертизы проектной документации, и во время разыгрывания этих объектов на торгах.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ

«Комсомольская правда»: Никто не видит, как городские власти выходят на крупные решения, — с этого, Сергей Семёнович, Вы сегодня начали. А ведь, судя по нашему разговору, у Вас нет решений, где добро побеждает зло. Проблемы накапливались десятилетиями, а решать их надо на марше. Идёт в основном борьба за меньшее зло...

С.Собянин: Вопрос, насколько оно меньшим получается. Но всё равно добра должно быть больше!

ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ

Что даст москвичам Малое кольцо железной дороги?

«Комсомольская правда»: Аббревиатура МКЖД ещё не стала привычной для москвичей. Расшифруете?

С.Собянин: Во-первых, Малое кольцо железной дороги станет кольцевой линией для пассажиров, передвигающихся по городу на электричках. С помощью кольца радиальные направления железной дороги будут связаны между собой.

Во-вторых, запуск пассажирского движения даст мощный толчок развитию ныне плачевной территории промзоны с неприглядными складами, пустырями, заброшенными зданиями. Здесь начнут строить офисы, торговые центры, спортивные сооружения, жильё, социальные объекты. Все остановки на МКЖД изначально проектируются как транспортно-пересадочные узлы, включающие перехватывающие парковки и площади для торговли и услуг.

ПРОВЕРКА СЛУХА

Говорят, Тверская станет пешеходной...

«Комсомольская правда»: Честно говоря, Сергей Семёнович, даже представить такое страшно.

С.Собянин: Если страшно, то не надо и представлять. Таких планов у нас никогда не было и нет. Тверская есть и будет одной из главных артерий города. Хотя мы рассматриваем вариант небольшого расширения на ней тротуаров. Вы вряд ли обращали внимание на то, что проезжая часть на Тверской разной ширины. Мы хотим её выровнять и «излишки» отдать пешеходам.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

6 новых станций метро в уходящем году, 9 станций — в будущем

35000 — столько людей задействовано на стройплощадках метростроя. Работы ведутся в две смены, а там, где можно — круглосуточно.

20 — столько лет ждали метро жители Жулебино, получившие его две недели назад.

2 — столько участков будут ещё открыты до конца года: «Улица Старокачаловская — Битцевский парк» на Бутовской линии и первый участок новой Солнцевской ветки «Деловой центр — Парк Победы. Всего за год введено 12 км новых линий и 6 станций.

2014 — в будущем году будет сдано продление Сокольнической линии в Тропарёво и Румянцево, и Люблинской линии до станции «Петровско-Разумовская». Кроме того, планируется открыть три дополнительные станции : «Котельники» на юго-востоке, «Технопарк» в Нагатине и «Спартак» на Волоколамском шоссе у строящегося стадиона. Всего — 13 км новых линий и 9 станций.

30-40 столько километров новых линий будет введено в 2015 году. Иными словами, всего за год столичная подземка удлинится на 10 (!) процентов.

СЕРГЕЙ СОБЯНИН: «„КОМПАШКИ“ В ЖКХ — ЭТО НЕ РЫНОК, А БАРДАК!»

О «ДЕФИЦИТЕ» ЛУКА И МОРКОВИ

«Комсомольская правда»: Пока мы беседуем, на улице окончательно стемнело. Время вспомнить о еде... После закрытия Бирюлёвской овощебазы вспыхнули слухи, что в городе возникнет дефицит зелени, овощей и фруктов. Ведь по утверждению экспертов, до 60 процентов этих продуктов поставляла именно опальная база. Дефицита нет, а вот цены начали расти. На картошку, лук, морковь... Это связано с бирюлёвскими катаклизмами?

С.Собянин: Абсолютно никак не связано, потому что цены выросли по всей стране. И это результат не только обычных сезонных колебаний, но и низкого урожая картофеля и ряда других овощных культур. И про 60 процентов с вами не соглашусь: бирюлёвская база никогда столько не держала, а сетевые предприятия вообще с ней не работали. Более того, как раз в Бирюлёве и взвинчивали цены, монополизировав площадку и заставляя продавцов торговать по явно завышенной планке. На мой взгляд, это был в чистом виде сговор.

Сейчас мы перераспределили торговые потоки на другие базы, никакого дефицита в городе нет и не будет. Другой вопрос, что в Москве, конечно, должны появиться цивилизованные логистические центры, где производители могли бы продавать сельхозпродукцию и крупным, и мелким оптовым покупателям. Мы сегодня работаем над тремя такими проектами, один их них, думаю, будет реализован уже в начале следующего года.

«Комсомольская правда»: И тогда существующие базы закроются?

С.Собянин: Если они выполняют все требования и никому не мешают — пусть работают и наполняют рынок. Но, к сожалению, большинству баз до этого далеко, процветают неквалифицированный труд, антисанитария. Либо владельцы приведут в порядок свои хозяйства, либо их действительно придётся со временем закрывать.

«Комсомольская правда»: «Неквалифицированный труд» — это прежде всего труд мигрантов. И не только на овощебазах. Возможно, самая острая московская тема...

С.Собянин: Спрашивайте.

О «ПОНАЕХАВШИХ»

«Комсомольская правда»: Население Москвы увеличивается на 70 тысяч в год. Можно ли снизить поток «понаехавших»? Вы недавно довольно жёстко высказались о том, что надо вводить визы для мигрантов...

С.Собянин: Дорогие мои, не надо всё мешать в кучу!

«Комсомольская правда»: А разве это не одна тема?

С.Собянин: Ни в коем случае. Трудовая миграция — это человек приехал, поработал, уехал. Он не получает ни гражданства, ни прописки, он не является постоянным жителем города. И к тем 70 тысячам, о которых вы говорите, не имеет, как правило, ни малейшего отношения.

«Комсомольская правда»: То есть 70 тысяч — естественный прирост населения?

С.Собянин: Разумеется. Не забывайте, что Москва и Московский регион — это цельный организм. Естественный, реальный город продолжается и за МКАД. И если по одну сторону кольцевой автодороги численность населения снижается, то по другую она вполне может активно расти.

На самом деле это очень дискуссионный вопрос: останавливать рост мегаполиса или нет? Хорошо, что он есть в нашей стране, или плохо? В большинстве регионов мира мегаполисы — позитивный фактор. Есть они — экономика региона развивается динамично, нет — стагнирует. Поэтому все развивающиеся страны идут по пути концентрации сельского населения и жителей маленьких городов в крупных центрах. И они, крупные, становятся локомотивами развития целых стран. Это происходит и в Китае, и в Южной Корее, и в Малайзии, и даже в Америке. Это нехарактерно только для Европы, но она, по сути, уже давно превратилась в единый мегаполис.

«Комсомольская правда»: Спасибо за разъяснение по второй части вопроса. А что скажете по первой?

С.Собянин: По разным оценкам, в Москве постоянно находится около 2 млн приезжих из ближнего и дальнего зарубежья. Это и студенты, и туристы, и бизнесмены. Но бóльшая часть, конечно, едет в Москву на заработки. И здесь необходимо жёсткое регулирование. Ты должен либо официально получить патент на работу, либо устроиться по квоте. Причём, твоему работодателю это должно стоить столько же, сколько устройство российского гражданина. Иначе поток трудовых мигрантов будет неуклонно расти.

Совсем без них обойтись Москва сегодня не может. Да и Россия в целом. Мигранты составляют около 10 процентов всей рабочей силы в стране. Полностью от них откажемся — упадёт экономика. Но процесс необходимо взять под жёсткий контроль: мигранты должны пополнять наш бюджет, а работодатели — обеспечивать их необходимыми социальными правами. Если же цели у приезжих противоречат закону... Надо жёстко ставить барьер. Брать отпечатки пальцев, заводить людей в базы данных, с чёткими фотографиями, с документами на руках. Эффективно обязана работать пограничная службы: если гость однажды у нас напортачил и ему запретили въезд, он уже никогда не должен к нам вернуться по поддельным документам.

«Комсомольская правда»: Весь уходящий год по съёмным квартирам проходили рейды. Полиция, налоговая служба, ФМС охотятся на нелегалов и неплательщиков налогов. И ловят их, и ловят... Вы довольны результатами?

С.Собянин: Пока недоволен. Но всё-таки дело сдвинулось с мёртвой точки. Сравните: в 2011 году было собрано 116 млн рублей подходного налога от сдачи квартир в аренду. В этом году — уже более 600 млн рублей. Эти деньги мы целевым образом направляем на благоустройство дворов, ремонт жилья. Что касается нелегалов, с начала года официально выдворены из России более 13 тысяч незаконно находившихся в столице мигрантов. И запрещён въезд в нашу страну для 42,8 тысячи иностранцев, нарушивших российские законы. Это намного больше, чем год назад.

«Комсомольская правда»: С цифрами не поспоришь, власти пытаются бороться с незаконной миграцией. А в городе тем не менее строятся всё новые и новые мечети. Или это тоже слухи?

С.Собянин: Я ничего не знаю про новые мечети. Мы никаких разрешений на строительство не выдаём. Сейчас достраивается соборная мечеть возле Олимпийского, других объектов в городе не знаю. Считаю, что в Москве достаточно мечетей. Тем более, мы видим, что на религиозные мусульманские праздники в основном приезжают верующие из других регионов, из Московской области. От 60 до 70 процентов — приезжие. Но мы не можем обеспечивать всех желающих. Мне кажется, это не нужно.

О ЖКХ

«Комсомольская правда»: На днях корреспондент «Комсомолки» внедрился в бригаду дворников-киргизов, взглянул изнутри на работу мигрантов. Вывод неутешителен: за счёт дешёвой рабсилы кормится легион жилищно-коммунальных чиновников...

С.Собянин: Сегодня на придомовой территории работают по три, по четыре, а то и по пять подрядчиков. Они нанимаются на несколько месяцев, потом куда-то исчезают. Это бездонное дно для коррупции, а найм мигрантов — одна из главных её составляющих. Вот почему я многого жду от эксперимента по созданию ГБУ (государственного бюджетного учреждения) «Жилищник» для эксплуатации и уборки наших дворов.

В коммерческой организации, хочешь не хочешь, 40 процентов от тарифа уходит либо на налоги, либо на доходы владельца, либо невесть куда. В госучреждении — схема гораздо понятнее. Плохо работает руководитель — сняли его, поставили другого. В дорожном хозяйстве такой подход дал очень хороший результат. У нас уже бóльшая часть улиц, особенно магистральных, убирается городским предприятием. Там хорошая заработная плата и практически нет мигрантов из Средней Азии, там хорошая техника, хорошие базы. Прошлая зима показала, что даже в жесточайших условиях мы можем нормально организовать уборку.

«Комсомольская правда»: А где же невидимая рука рынка и, извиняемся, Адам Смит? Или в коммуналке нам ничего такого не надо?

С.Собянин: Никто не собирается выгонять с рынка те управляющие компании, которыми довольны жильцы. Но, к сожалению, преобладают компашки под «крышей» бывших чиновников. Система, когда дом эксплуатирует одна организация, текущий ремонт выполняет другая, спортивную площадку содержит третья, внутриквартальные проезды убирает четвёртая, текущий ремонт дорог проводит пятая и так далее, и тому подобное, — извините, но это не рыночные отношения, а бардак.

Поэтому мы и начали эксперимент. Ведь в Москве, не надо забывать, в ЖКХ традиционно работают государственные предприятия. Более 60 процентов жилищного фонда эксплуатируются ДЕЗами и ГУПами. Сейчас мы просто переводим их в новую систему координат: наделяем учреждения правом эксплуатировать не только дом, но и всю придомовую территорию и инфраструктуру.

«Комсомольская правда»: Очевидно, что перемены назрели. Недавно полиция обнародовала убийственную цифру: в столичном ЖКХ откаты на подряд составляют до 30 процентов!

С.Собянин: Полиция пользуется в основном нашими документами. Это я лично направил туда около 30 материалов по нарушениям, выявленным нашим Контрольным управлением. Вполне возможно, что откаты составляли в этих организациях именно столько, сколько вы сказали. Потенциально, да, вполне возможна и коррупционная составляющая. А может быть, банальное воровство подрядной организации. В любом случае полиция и следственные органы должны установить истину.

О ЛАРЬКАХ И НАЛОГАХ

«Комсомольская правда»: Москвичей беспокоит не только отсутствие порядка во дворах. Порой не хватает булочных рядом с домом, ларьков с овощами и зеленью. Как всё это сохранить — и маленькое, и чистенькое? Это же очарование всех больших городов, когда на каждом шагу мелкие магазинчики, ресторанчики, кафешки...

С.Собянин: На самом деле мы готовы поставить столько ларьков, сколько необходимо для горожан. Но они не должны мешать автомобильному движению и пешеходам, их внешний вид должен быть приличным. А на лотках должно лежать то, что нужно покупателям.

Что касается очарования... Послушайте, пока у нас процветает неорганизованная, незаконная торговля, никаких милых сердцу магазинчиков не будет. Зачем? Вышел на улицу, поставил сараюшку и торгуй себе без всяких налогов. А вот когда этого безобразия нет, тогда появляются и магазинчики, и ларёчки. Подсоединённые к сетям, с нормальной санитарией, налоговой дисциплиной...

Кстати, по объёму ввода торговых площадей Москва вышла на первое место в Европе. Потому что мы начали зажимать всю эту разухабистую торговлю, созданную в начале 1990-х годов и ставшую рассадником криминала.

«Комсомольская правда»: С этим не поспоришь. Но «Опора России», известное объединение бизнесменов, недавно объявило: с 1 января налог с предпринимателей будет взиматься по кадастровой стоимости от недвижимости. Проще говоря, если сейчас магазинчик в 25 квадратных метров платит 500 тысяч рублей налога в год, то будет платить два с половиной миллиона...

С.Собянин: Полная неправда! Это касается только крупных, более 5 тысяч квадратных метров, торговых центров. Малый бизнес вообще не входит в эту систему и, разумеется, не обкладывается новым налогом. Те, кто ставил свою недвижимость на баланс по реальной стоимости, с 1 января будут платить меньше, чем сегодня. А вот те, кто раньше ни шиша не платил, теперь платить будут.

Мне кажется, это не более чем спекуляции. Но, если необходимо, давайте специально соберём круглый стол на базе вашей замечательной газеты. И специалисты объяснят, как этот налог будет действовать и кого затронет.

О СУДЬБЕ «ЛУЖНИКОВ» И «ТОРПЕДО»

«Комсомольская правда»: Сергей Семёнович, очень большая разноголосица и по поводу «Лужников». Всё-таки расставьте точки над i: будет ли к футбольному чемпионату мира — 2018 снесена главная арена стадиона или реконструкция пройдёт без сноса?

С.Собянин: Без сноса. Будет проведена щадящая реконструкция стадиона, он не потеряет своего исторического облика.

«Комсомольская правда»: Тогда вопрос о ещё одном уважаемом стадионе — имени Стрельцова. Ходят слухи, что его снесут и построят элитный жилой район. Так ли это?

С.Собянин: К сожалению, этот стадион продан в частные руки, инвестор сегодня работает над проектом. Наше условие: обязательно сохранить стадион. Только после этого мы разрешим реализацию какого бы то ни было инвестиционного проекта.

О ПОЛИКЛИНИКАХ

«Комсомольская правда: Футбольных болельщиков Вы успокоили. Теперь вопрос от имени тех, кто взаправду болеет: почему электронные очереди в поликлинику превращаются в хождение по мукам? Читатели нам пишут: записаться надо за две недели. Приходишь, тебе говорят: «У меня не твоя болезнь, записывайся к другому специалисту». Ещё две недели... Приходится идти к частнику, чтобы месяц не ждать приёма.

А тут ещё разговоры о сокращении бюджетирования здравоохранения...

С.Собянин: И то, и другое — совсем не правда. Мы финансирование увеличиваем, причём рост — порядка 17 млрд рублей. Двухнедельные очереди — это сегодня в большей степени исключение, а не правило. Ведь мы объединили 500 мелких поликлиник в крупные амбулаторные центры. И теперь у пациента появилась возможность получить услуги узкого специалиста, воспользоваться первоклассным оборудованием: магнитно-резонансными томографами, компьютерными томографами. Раньше такой возможности просто не было.

Ещё раз повторю: наша задача не уменьшить, а значительно увеличить финансирование поликлинического звена. Чтобы зарплата врачей там стала гораздо выше. Уже сегодня мы видим, что количество вакансий в поликлиниках сокращается. Врачи приходят в амбулаторные центры, оснащённые хорошим диагностическим оборудованием, — им стало интересно там работать.

Мы ведь, кстати, решили аналогичную проблему в школах. Помните, два года назад четверть штатного расписания там составляли вакансии? Не хватало учителей иностранного языка, химии, физики, математики. А сейчас нет ни одной вакансии. Ни одной! А устроиться на работу в школу стало проблемой.

О ВЫБОРАХ В МОСГОРДУМУ

«Комсомольская правда»: Все животрепещущие вопросы наших читателей мы задали. Пора переходить к политике. Разговоры о досрочных выборах в Мосгордуму всё-таки спекуляция? Или не бывает дыма без огня?

С.Собянин: Я уже много раз говорил на эту тему. Да, это не более чем политическая спекуляция. Я даже не могу понять источники: кому нужно распускать эти слухи?

«Комсомольская правда»:. Ваш прогноз на выборы, которые состоятся через год: будет ли она [Мосгордума] отличаться от нынешней? И чем?

С.Собянин: Для москвичей важно, чтобы Дума решала их насущные проблемы, а не превращалась в площадку для митингов. Вы помните Московский городской совет последнего созыва, когда принимались решения раздавать автоматы и винтовки, а людей призывали идти на баррикады. Такой Думы, конечно, не нужно. Поэтому, какая бы она ни была, я хочу, чтобы она конструктивно работала с исполнительной властью для развития города.

Естественно, новая Дума будет гораздо, скажем так, цветастей — больше партий, представителей различных течений и общественных организаций, и это хорошо. Пусть ставят насущные проблемы горожан — в конкретных районах, конкретных домах. А мы будем стараться эти проблемы решать. Разве плохо? Замечательно!

ВОПРОС ПО СУЩЕСТВУ

«Комсомольская правда»: Что с московской очередью в детские сады?

С.Собянин: За последние три года мы её ликвидировали. Очереди для детей от трёх до семи лет в городе нет, за исключением новой территории в Щербинке. В старой Москве — нет вовсе. Правда, это не касается детей до трёх лет. Постепенно стараемся и эту проблему решать, очень помогает электронная очередь, которая исключает появление «мёртвых душ» И, конечно, продолжаем строить сады.

Партийные проекты